Школа ответственного родителя /shkola_otvetstvennogo_roditelja.docx
МКДОУ «Верх-Марушинский детский сад «Колокольчик»
Целинного района Алтайского края
Школа ответственного родителя
С.Верх-Марушка 2015 год
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Поэтому, в рамках программы «Школа ответственного родителя» мы начали работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по вопросам воспитания и развития детей.
Для этого определили цели и задачи дальнейшей работы:
1.Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
2.Установление доверительных и партнерских отношений с родителями. 3.Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Задачи:
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
- Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
Наш детский сад является не только учреждением, реализующим образовательные услуги, осуществляющим процессы воспитания, развития и обучения детей, но и культурно – развивающим и досуговым центром, единственным очагом культуры для детей дошкольного возраста в нашем селе.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ запланировали вести по четырем направлениям.
Информационно – аналитическое направление
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка начали работу с анкетирования «Удовлетворенность работой детского сада», «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировав особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработали тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Познавательное направление
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
С этой целью предлагаем использовать активные формы и методы работы с родителями:
- Тематические родительские собрания;
- Консультации «Ребенок и компьютер», «Подготовка ребенка к школе», «Мальчики и девочки-два разных мира» и др.
- Занятия с участием родителей;
- Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
- Дни открытых дверей;
- Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- Оформление фотомонтажей;
- Совместное создание предметно – развивающей среды, оформление игрового участка на улице.
- Утренние приветствия;
- Работа с родительским комитетом группы;
- Беседы с детьми и родителями;
- Тренинги;
- Семинар – практикум;
- Родительские гостиные;
- Почта Доверия;
- Семейный вернисаж.
Наглядно – информационное направление
Наглядно – информационное направление включает в себя:
- Родительские уголки,
- Папки - передвижки «Здоровейка», «По Совету всему свету»,
- Семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наши праздники», «Моя мамуля лучше всех»
- Фотомонтаж «Из жизни группы», «В кругу семьи»,
- Фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»,
- Семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни», «Учись быть папой»,
- Эмоциональный уголок «Здравствуйте, я пришел», «Мое настроение»
Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление
Досуговое направление в работе с родителями предполагает проведение семейных праздников и развлечений. Запланированы такие мероприятия:
- Семейный праздник «Когда вся семья вместе-так и душа на месте!»
- Семейная гостиная-развлечение для всей семьи
- Мой папа-мой защитник! - праздник для пап
- Совместные проекты «Моя родословная»,
- Выпуск семейных газет «Я с бабушкой своею», «Отдыхаем всей семьей», «Чудо – чадо»,
- Совместные спектакли
Сценарии праздников и развлечений планируем разрабатывать совместно с родителями. Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей. Предлагаем их разрабатывать по определенному алгоритму
1. выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
2. составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
3. распределение ролей взрослых;
4. изготовление пригласительных билетов;
5. подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
6. индивидуальные встречи и консультации;
7 .изготовление атрибутов, пособий.
Ожидаемый результат
В.А.Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагогов и администрации ДОУ, их умением стать профессиональным помощником в семье.
Надеемся, запланированная работа позволит повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений. Тесный контакт ребенка со старшими членами семьи эмоционально обогатит родственные связи, укрепит семейные традиции, наладит преемственность между поколениями. Дети научатся взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров, коллектив группы станет более сплоченным, появится атмосфера общности интересов; они станут более внимательны друг к другу, доброжелательны, научатся вежливой форме общения, разовьется эстетический вкус.
Родители станут активными участниками образовательного процесса. Повысится уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, установятся доверительные отношения между родителями и педагогами детского сада, родители станут терпеливыми и деликатными помощниками педагогов.
План работы с родителями.
Консультация "Как одевать ребенка в детский сад" 1 час.
Папка-передвижка "Первая помощь". Познакомить родителей с различными видами оказания первой помощи при разных ситуациях.
Консультация "Советы о том, как не надо кормить ребенка" 1 час.
Родительское собрание "Экологическое воспитание детей в ДОУ" 1 час.